Нужно было давно серьезно бороться с эпидемией диабета 2 типа и ожирения в Америке. Хорошим началом было бы запретить рекламу нездоровой пищи, ориентированную на детей. Сегодня в Америке эпидемия диабета 2 типа. Сегодня в Америке эпидемия ожирения. Они напрямую связаны, и обе эпидемии усиливаются. Председатель комитета Сената США по здравоохранению, образованию, труду и пенсиям, намерен сделать все, что в его силах, для преодоления этого кризиса.
Статистика ошеломляет. Более 35 миллионов американцев борются с сахарным диабетом 2 типа, 90% из которых имеют избыточный вес или страдают ожирением. Если кардинально не изменить курс, эти цифры продолжат расти в геометрической прогрессии. Давайте внесем ясность: эта эпидемия не только ставит под угрозу здоровье и благополучие десятков миллионов американцев, она также обходится чрезвычайно дорого. По данным Американской диабетической ассоциации, предполагаемые расходы на лечение диабета в Соединенных Штатах в прошлом году составили почти 413 миллиардов долларов. Это примерно 1 из 4 долларов на здравоохранение.
Необходимо задать следующие вопросы: почему сегодня в Америке число детей, страдающих сахарным диабетом 2 типа, по оценкам, резко возрастет почти на 700% в течение следующих четырех десятилетий? Как случилось, что уровень детского ожирения в Америке утроился с 1970-х годов и стал настолько серьезным, что 1 из каждых 5 детей в Америке и более 40% взрослых в настоящее время страдают ожирением? Ответы на эти вопросы несложны.
На протяжении десятилетий американцы позволяли крупным корпорациям заставлять детей есть продукты и напитки, содержащие сахар, соль и насыщенные жиры, намеренно предназначенные для переедания. Ситуация стала настолько плохой, что большая часть того, что едят сегодня дети в Америке, состоит из нездоровых, ультрапереработанных продуктов, таких как подслащенные сухие завтраки, сладкие безалкогольные напитки, куриные котлеты, хот-доги, картофель фри, замороженная пицца и чипсы, которые, по словам экспертов, повышают риск развития диабета 2 типа. Даже продукты, которые кажутся полезными, такие как йогурты с фруктовым вкусом и батончики мюсли, содержат большое количество добавленного сахара.
Вызывает тревогу тот факт, что, согласно недавнему исследованию, опубликованному в British Medical Journal, ультрапереработанные пищевые продукты, которые составляют невероятные 73% продовольственных запасов Америки, могут вызывать такое же привыкание, как алкоголь или сигареты. В то время как уровень заболеваемости диабетом и ожирением в Америке стремительно растет, американцы тратят сотни миллиардов долларов на лечение диабета, а индустрия продуктов питания и напитков тратит 14 миллиардов долларов в год на рекламу, чтобы сделать многие из своих нездоровых продуктов неотразимыми для американского потребителя. Хуже того, 2 миллиарда долларов используются для прямого сбыта продуктов питания с высоким содержанием сахара, соли и насыщенных жиров детям, чтобы подсадить их на эти продукты в раннем возрасте.
По данным Центра продовольственной политики, дети и подростки ежегодно просматривают по телевидению около 4000 рекламных роликов о продуктах питания и напитках, в среднем по 10 рекламных роликов в день. Центр в интересах общества обнаружил, что дети, которые смотрят Nickelodeon и Nicktoons, подвергаются воздействию более 10 рекламных роликов нездоровых продуктов питания и напитков каждый час.
Например, в прошлом году Coca-Cola Co. потратила 327 миллионов долларов на рекламу только в Соединенных Штатах, в то время как прибыль составила более 9,5 миллиардов долларов. Ни в одной рекламе не будет сказано, что употребление одной или двух банок кока-колы в день увеличит ваши шансы заболеть диабетом 2 типа на 26%. Также в их телерекламе не будет сказано, что в 20-унционной бутылке кока—колы содержится более 15 чайных ложек сахара — в два раза больше рекомендуемой дневной нормы для детей.
Американцы должны набраться смелости, чтобы противостоять жадности индустрии продуктов питания и напитков, которая каждый день наносит ущерб здоровью и благополучию их детей. В России нужно проанализировать их ситуакцию и сделать свои выводы, выбросив из рациона питания детей джанк (junk, мусорную) пищу. И хорошим началом было бы запретить рекламу нездоровой пищи, ориентированную на детей. Это не радикальная идея.
Национальный институт здравоохранения подсчитал, что если бы Соединенные Штаты запретили рекламу фаст-фуда, предназначенную для детей, то могли бы снизить уровень детского ожирения до 18%. В 1980-х годах Квебек запретил рекламу нездоровой пищи детям младше 13 лет. Сегодня в провинции самый низкий уровень детского ожирения в Канаде и самое высокое потребление фруктов и овощей среди всех канадских провинций.
Этим летом ВОЗ призвала страны существенно сократить продажу нездоровой пищи детям, а Норвегия объявила, что запретит всю рекламу продуктов питания и напитков для детей. Ирландия, Португалия, Южная Корея, Испания, Тайвань и ряд других крупных стран либо серьезно ограничили, либо запретили рекламу нездоровой пищи, ориентированную на детей. В 2021 году Мексика запретила использование мультяшных персонажей на пищевых продуктах и теперь требует наличия предупреждающих надписей на лицевой стороне пищевых продуктов, содержащих избыток сахара, калорий, натрия или насыщенных жиров — то, что мы также должны учитывать. Индустрия продуктов питания и напитков, без сомнения, сделает все возможное, чтобы сохранить статус-кво и свою способность разрушать здоровье детей. Это не только миллиарды на телевизионной рекламе. Во время последнего цикла президентских выборов в США индустрия потратила рекордные 42,5 миллиона долларов на предвыборные кампании, чтобы избрать кандидатов, которые будут защищать их интересы.