Ее доминирование на рынке лекарств от диабета, которые также помогают снизить вес, сохранится по крайней мере в течение следующих нескольких лет. Датская фармацевтическая компания Novo Nordisk (NVO 0,93%) укрепляет свое доминирующее положение на рынке лечения диабета — заболевания, которым страдают около 415 миллионов человек по всему миру, и их число постоянно растет. По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний, к 2040 году в мире будет насчитываться более полумиллиарда пациентов.
Неудивительно, что в 2022 году объем продаж Novo Nordisk составил 177 миллиардов датских крон (25,8 миллиарда долларов), что на 26% больше в национальной валюте и на 16% больше при постоянном обменном курсе (CER). Чистая прибыль составила 55,5 млрд крон (8,1 млрд долларов), увеличившись на 16% в этой валюте.
Почти 90% продаж Novo Nordisk приходится на средства для лечения диабета и ожирения, которые выросли на 19% в CER. Основными факторами роста продаж препаратов для лечения ожирения и диабета стали препараты для лечения диабета GLP-1 от Novo Nordisk (агонисты глюкагоноподобного пептида 1), Rybelsus, Ozempic и Victoza, продажи которых выросли до 83,4 млн крон (12,2 млн долларов США), что на 56% или 42% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Эти методы лечения показаны при диабете 2 типа, который развивается у людей во взрослом возрасте, и используются для улучшения контроля уровня сахара в крови, иногда также приводя к потере веса. Доза Оземпика в 2 мг получила одобрение FDA в марте 2022 года. В клиническом исследовании, использованном для подтверждения одобрения новой дозы в 2 мг, это более высокое количество привело к «статистически значимому и превосходному снижению» уровня сахара в крови через 40 недель по сравнению с дозой в 1 мг, сообщила компания. Более эффективное лечение, вероятно, могло бы привести к увеличению доходов.
У Novo Nordisk осталось еще несколько лет эксклюзивности на рынке Rybelsus и Ozempic, которые еженедельно вводятся пациентам путем инъекций и широко рекламируются на рынке США. Срок действия патентов на эти препараты истекает сначала в Китае в 2026 году, затем в Европе и Японии в 2031 году и в Соединенных Штатах в 2032 году. Срок действия патентов на Victoza уже истек в Китае и Японии, и истекает в этом году в Соединенных Штатах и Европе, что открывает дорогу конкуренции с дженериками, на реализацию которой может потребоваться год или больше.
Тем временем Novo Nordisk контролирует более половины мирового рынка лекарств от GLP-1, говорится в годовом отчете компании за 2022 год. Ее доля на рынке составила 54,9% в 2022 году, по сравнению с 52,7% в 2021 году, что свидетельствует о том, что у компании есть все необходимое для дальнейшего расширения своего лидерства на рынке. Конкурентами в этой области являются Trulicity от Eli Lilly и Adlyxin от Sanofi-Aventis, которые покинули рынок США в конце 2022 года. Sanofi-Adventis не представила данные о продажах Адликсина в своем годовом отчете, но международные продажи продукта, сочетающего тот же активный ингредиент с формой инсулина, составили 215 миллионов евро (235 миллионов долларов), так что, предположительно, продажи Novo Nordisk в этом году немного увеличатся, поскольку она возьмет на себя часть доли французской компании на рынке США.
На международном рынке диабетической продукции в целом с 2020 по 2022 год доля Novo Nordisk выросла с 29,3% до 31,9%. Другие продукты, похоже, компенсируют падение продаж, поскольку Victoza становится дженериком.
Компания не почивает на лаврах. Например, 24 марта она объявила о положительных результатах клинического испытания препарата Rybelsus фазы 3b Pioneer Plus, который показан пациентам с сахарным диабетом 2 типа, нуждающимся в более интенсивном лечении. Исследование достигло своей первичной конечной точки (основной цели), «продемонстрировав статистически значимое и превосходящее снижение» в анализе крови на HbA1c, стандартном показателе среднего уровня сахара в крови пациента при диабете за последние три месяца.
Novo Nordisk также активно разрабатывает новые препараты в других терапевтических областях, например, 10 февраля компания объявила, что ее японский партнер Heartseed успешно ввел дозу первому пациенту в клиническом исследовании фазы 1/2 HS-001, экспериментальной клеточной терапии сердечной недостаточности.